8 кл.Російська мова

5 мая 2021

ПОВТОРЕНИЕ.  ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ





- ЧТО ТАКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ? РАССКАЖИТЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ ПРИЛОЖЕНИЙ

- КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОСОБЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?
- КАК ОТЛИЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОТ ИМЕННОЙ ЧАСТИ СОСТАВНОГО СКАЗУЕМОГО?


ПРИЛОЖЕНИЯ – ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСОВАННЫМ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ, НАПРИМЕР: НЕ ЗАБУДЕТ НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ БЕЗЗАВЕТНЫХ ГЕРОЕВ СВОИХ.
ОБОСОБЛЯЮТСЯНЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ
1.ПРИЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ.
ЧЕЛОВЕК ДЕЛА, ОН ВСЕГДА ДОРОЖИЛ ВРЕМЕНЕМ.
1. ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК, ЕСЛИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ «В КАЧЕСТВЕ».
БОГАТ, ХОРОШ СОБОЮ ЛЕНСКИЙ ВЕЗДЕ БЫЛ ПРИНЯТ КАК ЖЕНИХ.
2.РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, СТОЯЩИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА.
ОТЕЦ КУПРИНА, ОБНИЩАВШИЙ ДВОРЯНИН, БЫЛ МЕЛКИМ УЕЗДНЫМ ПИСЬМОВОДИТЕЛЕМ.
3.ПРИЛОЖЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ПРИЧИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
СМЫШЛЁНЫЕ ЗВЕРИ, БОБРЫ ЗИМУЮТ РАЗУМНО.
4. СОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, СТОЯЩИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО СОБСТВЕННОГО.
ТУТ БЫЛ И КАПИТАН, И ПОРУЧИК, И ОНИСИМ МИХАЙЛОВИЧ, ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ.
5. ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК, ЕСЛИ ИМЕЮТ ОТТЕНОК ПРИЧИННОСТИ.
ЕЁ, КАК ЮЖАНКУ, СТРАШНО ПУГАЛИ ПОЛЯРНЫЕ ХОЛОДА ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЮЩИЕСЯ СЛОВАМИ ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ И ПР.
СОБАЧКА ЭТА, ПО КЛИЧКЕ ЧИБИС, БЫЛА ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИМ СОЗДАНИЕМ.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ МОГУТ ВЫДЕЛЯТЬСЯ ПРИ ПОМОЩИ ТИРЕ, ЕСЛИ ОНИ ОТДЕЛЯЮТСЯ ОТ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА ДЛИТЕЛЬНОЙ ПАУЗОЙ, НАПРИМЕР: ПРИШЁЛ НОЯБРЬ – МЕСЯЦ КРЕПКИХ ЗАМОРОЗКОВ.


Перейди по ссылке и выполни тестирование

*******************************************

28 апреля
Обособление уточняющих членов предложения


Посмотри и запомни

Изучи 









 Используя данные словосочетания за мятежным горизонтом, у подножья гор,
под убывающей лунойпредлагаю уточнить обстоятельства места в  предложении и прочитать получившуюся конструкцию, расставить знаки препинания.

Там  морская ширь пьет полноту небес, сливаясь с вздыбленными тучами в неистовом стремлении ввысь.

Работа ведется по плану:
1. Записать полученное предложение.
2.Подчеркнуть грамматическую основу.
3.Найти уточняемое слово, задать вопрос к уточняющему члену предложения.

Вывод: уточняющие члены предложения – это обособленные члены предложения, которые дают дополнительную характеристику другим членам предложения. Чаще всего обособляются обстоятельства места и времени.

 ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Перепиши, расставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркни уточняющие члены предложения
.

  1. На левом берегу реки у парома чернели подводы.
  2. Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.
  3. Гроза началась вечером часу в десятом.
  4. Над лесом в низине поднялся туман.
  5. Издали с востока шёл скорый поезд.
  6. Бабушка очень любила грибы особенно грузди.

*******************************************

26 апреля 2021


ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ


ВСПОМНИ

           -  ЧТО ТАКОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ?
(ИНТОНАЦИОННОЕ И ПУНКТУАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
          - КАКИЕ СЛУЧАИ ОБОСОБЛЕНИЯ ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ?
(ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)
         - КАКИЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ?
(ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ, СТОЯЩИМИ ПЕРЕД СКАЗУЕМЫМ).

ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ



ИЗУЧИ ТАБЛИЦУ



Перейди по ссылке и выполни тестирование

**************************************

22 апреля 2021

ПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ


Повтори

Конспект "Деепричастие как часть речи" - УчительPRO



Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие: Уважая человека, уважаешь себя. (Пословица)



Конспект "Деепричастный оборот" - УчительPRO



ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ




                                             ЗАПОМНИ                                                  

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

Неправильно: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.



Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении без инфинитива.

Неправильно: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Правильно: Подходя к лесу, я замерз. (двусоставные предложения).



Если в безличном предложении есть инфинитив, то возможно употребление деепричастия или деепричастного оборота: Хочется петь, рассказывая все о своем счастье.

Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в будущем времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь с друзьями.

При употреблении деепричастий совершенного и несовершенного вида следует учитывать последовательность действий.
Неправильно: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей.
Правильно: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.



ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ (РАБОТУ ОТПРАВЬТЕ МНЕ В ВАЙБЕР)


ЗАМЕНИТЕ ЧАСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
  1. Я ПР..СЕЛ У З..БОРА И СТАЛ ПР..СЛУШИВАТ..СЯ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ НИ ОДНОГО СЛОВА.
  2.  ОН ГУЛЯЛ ПО САДУ И Р..ЗДУМЫВАЛ НАД ПР..ЧИТА..ОЙ КНИГОЙ.
  3. КОГДА МЫ ПОДНЯЛИСЬ НА В..РШ..НУ, ТО ВСТРЕТИЛИ СВОИХ ДРУЗЕЙ.
  4. МЫ ПРИБЫЛИ НА В..КЗАЛ С ОПОЗДАНИЕМ, ПОТОМУ ЧТО ПЛОХО РАССЧИТАЛИ ВРЕМЯ. 
  5. УТРОМ ТУРИСТЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОБРАЛИ П..ХОДНОЕ СН..РЯЖЕНИЕ.

*******************

24 АПРЕЛЯ

Обособленные обстоятельства

Посмотри и запомни

*******************************************

19 апреля 2021
Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными


Изучи и запомни




Характеристика синтаксических конструкций
Предложения с причастным оборотом
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Объем
Более компактное
Менее компактное
Значение
Причастие подчеркивает признак действующего предмета или лица
Сказуемое-глагол подчеркивает действие подлежащего
Использование в речи
Книжная речь
Разговорная речь
Цель использования
Использование в речи синонимических конструкций позволяет избегать частого повторения придаточных предложений с одним и тем же союзным словом

  ЗАПОМНИ !!! Причастный оборот довольно близок по значению к определительному придаточному предложению с союзным словом который. Это позволяет избегать частого повторения придаточных предложений с одним и тем же союзным словом. Нужно иметь в виду, что в придаточном предложении сказуемое-глагол подчеркивает действие подлежащего, а в причастном обороте причастие подчеркивает признак действующего предмета, поэтому замена синтаксической конструкции меняет смысловое значение предложения. Предложения с обособленными членами отличаются от синонимичных сложноподчиненных предложений большей компактностью формы.
   Необособленный причастный оборот, находящийся перед существительным, связан с ним более тесно, чем обособленный оборот. Для передачи быстроты и напряженности действия обычно используются необособленные причастные обороты: с помощью необособленных причастных оборотов сильнее подчеркивается динамичность действия.
   Для создания картины величавой, торжественной, напротив, употребляются развернутые речевые конструкции с обособленными причастными оборотами, находящимися чаще всего в конце речевого потока. Эмоциональной художественной речи свойственно обособление причастных оборотов, расположенных отдельно от существительного. Причастный оборот более свойствен книжной речи, придаточное предложение — разговорной.

Выполни упражнение  (работу отправь мне в Вайбер 19.04 до 20:00)

— Переведи текст на русский язык, расставь пропущенные знаки препинания. Обрати внимания на перевод предложений с причастными оборотами и сложных предложений с придаточными определительными.

Перлина світової архітектури
   Софія Київська перлина світової архітектури.
Збудована в ХІ столітті за ініціативою Ярослава Мудрого як головний храм Київської Русі вона була не тільки культовим а й громадським освітнім центром. Тут відбувалися урочисті церемонії посадження князів на київський престол прийоми іноземних послів, котрі намагалися налагодити стосунки з великою державою.
 Фрески, які прикрашають собор, цікаві й різноманітні за своїм змістом. Більшість із них величних монументально-казкових присвячена релігійній тематиці.
 Мозаїка Софійського собору і сьогодні вражає довершеністю композиційного вирішення свіжістю і яскравістю барв.
(З календаря)
******************************************
14 апреля 2021
Обособленные приложения
Вспомним изученное ранее о приложении

          Приложение- это второстепенный член предложения; особый вид определения, выраженный именем существительным, согласующимся с определяемым словом в числе и падеже. 
         Приложение дает другое название предмета: река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель. 
Указывает на профессию, возраст, степень родства, национальность, название, качество предмета( умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.

Повтори 

Презентация "Обособленные члены предложения"

Обособленные приложения: какие знаки препинания при ...

Поработай с учебником 

с. 206-207 прочитай и запомни правило, выполни упражнение 333(А)

***********************************

12 апреля 2021

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Посмотри и запомни


Изучи таблицу

Обособленное приложение - это... Примеры

 ВЫПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ 

(ОТПРАВЬ МНЕ В VIBER 0668503533)

- Спишите, вставляя, где необходимо, буквы, раскрывая скобки, расставля недостающие знаки препинания.

1. Он сейчас работа..т как техник. 2. Разумеет..ся как добрый человек он больше любил, чем (не)любил людей, а потому и народ. 3. Оба оникак лучшие ученики клас..а были награжд..ны медалями. 4. Наш учитель рус..кого языка уроженец города Киева сейчас работа..т в другой школе. 5. Меня знали как старого арти...ериста и просили ра...казывать о сражениях. 6. (Не)людимый и угрюмый Савелий Севрюк по прозвищу Дикорос жил на берегу уединне..ого озера затеря..ого в глубине вековых рязанских лесов.

***************************************

7 апреля 2021

Обособление несогласованых определений

Посмотри и запомни



Запомни

Какие определения обособляются. Обособленнные определения и приложения


ВЫПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ В ТЕТРАДИ

Упражнение 1
Спиши предложения, расставь недостающие знаки препинания. Найди предложения с несогласованными определениями, устно объясни знаки препинания при них. 


1. Один из них был Штольц, другой – его приятель, литератор полный с апатическим лицом задумчивыми как будто сонными глазами (Гончаров).

2. Синяя в созвездиях длится полночь (Луговской).

3. Это был Лёшка Шулепников только очень старый измятый с сивыми усами непохожий на себя (Трифонов).

4. Желание говорить с дочерью исчезло (Трифонов).

5. Широкоплечий коротконогий в тяжёлых сапогах в толстом кафтане цвета дорожной пыли он стоял среди степи точно вырубленный из камня (М. Горький).

6. И вся она в старенькой гимнастерке с выгоревшей пилоткой на тёмно-русых гладких волосах показалась Алексею очень усталой и утомлённой (Полевой).


*************************************************

5 апреля 

Обособление согласованных определений 


Внимательно посмотри и запомни

Изучи !

 Поработай с книгой!
Изучи и запомни теоретический материал на ст. 195-196, выполни упражнения 313, 315

************************

20 января

Предложения с несколькими рядами однородных членов

    

Повторим


























ЗАПОМНИТЕ
В одном предложении может быть не один ряд однородных
 членов, а два и больше.

Один ряд

    На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой 
дубнячок и ветлы.

 

 





Два ряда

    Чехов сам себя воспитал и дал нам суровый урок порядочности
 по отношению к людям и к своему писательскому труду.

 

 






Работа в тетради

Задание 1. Спишите, подчеркнув однородные члены предложения

1.Ленька бежал, махал сумкой с книгами и улыбался мне, лесам, солнцу, всему миру 
своей застенчивой, простодушной улыбкой. (К. Паустовский)
 2. Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками черной воды, звезд и 
дымом. (К. Паустовский)
 3. Катер выбил из-под кормы водопады огней и пены и помчался к пристани. (К. Паустовский)
 4. Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы. (Л. Толстой)

Задание 2.Переделайте предложения так, чтобы в них стало два ряда 
однородных членов. Подчеркните однородные члены предложения.

Образец: Вдоль набережной блестели и отражались в черной воде многочисленные

 огни. – Предложения с несколькими рядами однородных членовПредложения с несколькими рядами однородных членов

  1. Дед взял палку и побрел в город.
  2.  Мы каждый день сыпали в кормушку хлебные крошки и крупу.
  3.  По вечерам дети собирались за столом и читали вслух. 
  4. В лесу и на лугу пахло молодой травой.
Работу отправь мне в Вайбер

********************************

18 января

 Построение предложений с союзами не только..., но и; если не..., то...; хотя и..., но....

                            Запомни

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи двойных союзов: не только..., но и; если не..., то...; хотя и..., но..., как..., так и..., не столько..., сколько... .

✵     Запятая ставится перед второй частью двойных союзов.



Выполни практическую работу

№ 1

— Запишите предложения, расставив знаки препинания

1) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

2) Птицелов должен не только знать голоса и повадки птиц но и обладать еще мастерством декоратора.

3) К концу завершения гимназии Гоголь мечтал не столько о литературном поприще сколько о широкой общественной деятельности.

№ 2



***************

13 ЯНВАРЯ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Посмотри и запомни

 Изучи

Поработай с учебником
выучи теорию & 33-35, выполни упражнение 221





***************************

11 января

Предложения с однородными членами
 
Посмотри и вспомни

 Посмотри и запомни

Поработай с учебником
выучи теорию ст. 130-131
выполни упражнение 208

******************************

11 ноября

Тире между подлежащим и сказуемым

Посмотри и запомни

  

ИЗУЧИ И ЗАПОМНИ





ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННО (работу отправьте мне в Вайбер)
Работа с текстом


— Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя буквы и раскрывая скобки. Выделите главные члены предложения. Озаглавьте текст (письменно); определите его главную мысль (устно).

Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. Он окруж..н множеством умных добрых и верных друзей. Друзья эти книги.

Огромный мир, заманч..вый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. Что скрыто в них?

Читайте (н..)торопясь что(бы) (н..)потерять (н..)одной капли драгоценного содержания книг. Человек гл..тающий книги похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно запом..ная обдумывая представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созд..ный писателем большой и прекрас(?)ный мир.

Читайте! Пусть (н..)будет (н..)одного дня когда бы вы (н..)прочли хотя(бы) одной страницы из новой книги.

(По К. Паустовскому)

***************************

9 ноября 

СКАЗУЕМОЕ

ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ



ПОРАБОТАЙ С КНИГОЙ

выучи теорию  & 13-15, выполни упражнение 94 (устно), 95 (письменно)
(работу пришли мне в Вайбер)


*****

12 октября

Контрольная работа по теме "Введение. Синтаксис. Пунктуация"

Выполнение работы на платформе "Мой класс"

https://miyklas.com.ua/testwork





**************************

28 мая

Повторение.  Обособленные приложения




- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?
- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?


Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.
ОбособляютсяНе обособляются
1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.
Человек дела, он всегда дорожил временем.
1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».
Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.
2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.
Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.
3.Приложения, имеющие причинное значение.
Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.
4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.
Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.
5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.
Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.
6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.
Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.
Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

Перейди по сылке и выполни тестирование 

https://vseosvita.ua/test/start/gzv665


*********************

21-22 мая

Итоговая контрольная работа за год. 
Контрольное чтение молча

Пройди по ссылке и выполни работу (КОНТРОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ МОЛЧА)
https://vseosvita.ua/test/start/fjf398




Перейди по ссылке и выполни контрольную работу
https://vseosvita.ua/test/start/hvd843


**********************

15 мая 

Контрольный диктант
(дедлайн 16.05 в 15:00)

 Прослушай и напиши 



Оформляем работу: 

Ф.И. 
Пятнадцатое мая
Контрольный диктант
Словарь о природе

*************************

14 мая 

Обособление уточняющих членов предложения


Посмотри и запомни

Изучи 









 Используя данные словосочетания за мятежным горизонтом, у подножья гор,
под убывающей луной, предлагаю уточнить обстоятельства места в  предложении и прочитать получившуюся конструкцию, расставить знаки препинания.

Там  морская ширь пьет полноту небес, сливаясь с вздыбленными тучами в неистовом стремлении ввысь.

Работа ведется по плану:
1. Записать полученное предложение.
2.Подчеркнуть грамматическую основу.
3.Найти уточняемое слово, задать вопрос к уточняющему члену предложения.

Вывод: уточняющие члены предложения – это обособленные члены предложения, которые дают дополнительную характеристику другим членам предложения. Чаще всего обособляются обстоятельства места и времени.

 Тренировочное упражнение

Перепиши, расставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркни уточняющие члены предложения
.

  1. На левом берегу реки у парома чернели подводы.
  2. Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.
  3. Гроза началась вечером часу в десятом.
  4. Над лесом в низине поднялся туман.
  5. Издали с востока шёл скорый поезд.
  6. Бабушка очень любила грибы особенно грузди.


Пройди по ссылке и выполни тестирование (повторение)   https://vseosvita.ua/test/start/jqn708

***************************

8 мая


Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами


Вспомни

           -  Что такое обособление?
(интонационное и пунктуационное выделение второстепенных членов предложения)
          - Какие случаи обособления вы уже знаете?
(Обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства)
         - Какие обособленные обстоятельства вы уже знаете?
(обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, стоящими перед сказуемым).

Посмотри и запомни



Изучи таблицу

Пройди по ссылке и выполни тестирование

https://vseosvita.ua/test/start/drs959


***************************

7 мая 


Правильное построение предложений с деепричастными оборотами


Повтори



Конспект "Деепричастие как часть речи" - УчительPRO



Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие: Уважая человека, уважаешь себя. (Пословица)



Конспект "Деепричастный оборот" - УчительPRO



Посмотри и запомни







                                             Запомни                                                      


При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

Неправильно: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.



Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении без инфинитива.

Неправильно: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Правильно: Подходя к лесу, я замерз. (двусоставные предложения).



Если в безличном предложении есть инфинитив, то возможно употребление деепричастия или деепричастного оборота: Хочется петь, рассказывая все о своем счастье.

Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в будущем времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь с друзьями.

При употреблении деепричастий совершенного и несовершенного вида следует учитывать последовательность действий.
Неправильно: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей.
Правильно: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.



Выполните задание (работу отправьте мне в Вайбер)


Замените часть предложения деепричастным оборотом. Расставьте знаки препинания.
  1. Я пр..сел у з..бора и стал пр..слушиват..ся, чтобы не пропустить ни одного слова.
  2.  Он гулял по саду и р..здумывал над пр..чита..ой книгой.
  3. Когда мы поднялись на в..рш..ну, то встретили своих друзей.
  4. Мы прибыли на в..кзал с опозданием, потому что плохо рассчитали время. 
  5. Утром туристы отправились в путь после того, как собрали п..ходное сн..ряжение.

*******************

24 апреля

Обособленные обстоятельства

Посмотри и запомни


****************************

23 апреля

Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными

Изучи и запомни




Характеристика синтаксических конструкций
Предложения с причастным оборотом
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Объем
Более компактное
Менее компактное
Значение
Причастие подчеркивает признак действующего предмета или лица
Сказуемое-глагол подчеркивает действие подлежащего
Использование в речи
Книжная речь
Разговорная речь
Цель использования
Использование в речи синонимических конструкций позволяет избегать частого повторения придаточных предложений с одним и тем же союзным словом

  ЗАПОМНИ !!! Причастный оборот довольно близок по значению к определительному придаточному предложению с союзным словом который. Это позволяет избегать частого повторения придаточных предложений с одним и тем же союзным словом. Нужно иметь в виду, что в придаточном предложении сказуемое-глагол подчеркивает действие подлежащего, а в причастном обороте причастие подчеркивает признак действующего предмета, поэтому замена синтаксической конструкции меняет смысловое значение предложения. Предложения с обособленными членами отличаются от синонимичных сложноподчиненных предложений большей компактностью формы.
   Необособленный причастный оборот, находящийся перед существительным, связан с ним более тесно, чем обособленный оборот. Для передачи быстроты и напряженности действия обычно используются необособленные причастные обороты: с помощью необособленных причастных оборотов сильнее подчеркивается динамичность действия.
   Для создания картины величавой, торжественной, напротив, употребляются развернутые речевые конструкции с обособленными причастными оборотами, находящимися чаще всего в конце речевого потока. Эмоциональной художественной речи свойственно обособление причастных оборотов, расположенных отдельно от существительного. Причастный оборот более свойствен книжной речи, придаточное предложение — разговорной.

Выполни упражнение 

— Переведи текст на русский язык, расставь пропущенные знаки препинания. Обрати внимания на перевод предложений с причастными оборотами и сложных предложений с придаточными определительными.

Перлина світової архітектури
   Софія Київська перлина світової архітектури.
Збудована в ХІ столітті за ініціативою Ярослава Мудрого як головний храм Київської Русі вона була не тільки культовим а й громадським освітнім центром. Тут відбувалися урочисті церемонії посадження князів на київський престол прийоми іноземних послів, котрі намагалися налагодити стосунки з великою державою.
 Фрески, які прикрашають собор, цікаві й різноманітні за своїм змістом. Більшість із них величних монументально-казкових присвячена релігійній тематиці.
 Мозаїка Софійського собору і сьогодні вражає довершеністю композиційного вирішення свіжістю і яскравістю барв.
(З календаря)

****************************************

16 апреля 

Обособленные приложения
Повтори 

Презентация "Обособленные члены предложения"

Обособленные приложения: какие знаки препинания при ...

Поработай с учебником 

с. 206-207 прочитай и запомни правило, выполни упражнение 333(А)

******************************

16 апреля

Обособленные приложения

Посмотри и запомни


Изучи

Обособленное приложение - это... Примеры

 Выполни упражнение 

(отправь мне в VIBER 0668503533)

- Спишите, вставляя, где необходимо, буквы, раскрывая скобки, расставля недостающие знаки препинания.

1. Он сейчас работа..т как техник. 2. Разумеет..ся как добрый человек он больше любил, чем (не)любил людей, а потому и народ. 3. Оба оникак лучшие ученики клас..а были награжд..ны медалями. 4. Наш учитель рус..кого языка уроженец города Киева сейчас работа..т в другой школе. 5. Меня знали как старого арти...ериста и просили ра...казывать о сражениях. 6. (Не)людимый и угрюмый Савелий Севрюк по прозвищу Дикорос жил на берегу уединне..ого озера затеря..ого в глубине вековых рязанских лесов.

**************************

10 апреля

Обособление несогласованых определений

Посмотри и запомни



Запомни

Какие определения обособляются. Обособленнные определения и приложения

Выполни упражнение в тетради

Упражнение 1
Спиши предложения, расставь недостающие знаки препинания. Найди предложения с несогласованными определениями, устно объясни знаки препинания при них. 


1. Один из них был Штольц, другой – его приятель, литератор полный с апатическим лицом задумчивыми как будто сонными глазами (Гончаров).

2. Синяя в созвездиях длится полночь (Луговской).

3. Это был Лёшка Шулепников только очень старый измятый с сивыми усами непохожий на себя (Трифонов).

4. Желание говорить с дочерью исчезло (Трифонов).

5. Широкоплечий коротконогий в тяжёлых сапогах в толстом кафтане цвета дорожной пыли он стоял среди степи точно вырубленный из камня (М. Горький).

6. И вся она в старенькой гимнастерке с выгоревшей пилоткой на тёмно-русых гладких волосах показалась Алексею очень усталой и утомлённой (Полевой).






9 апреля 

Обособленные определения. Обособление согласованных определений 

Повтори изученное 

Обособление определений и приложений



 Посмотри  и запомни



Изучи



 Выполни задание в тетради
Упражнение №1.
 Найдите обособленные определения. Чем они выражены? Перепишите, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.


1. Путники измуче..ые холодом гонимые ледя..ым ветром наконец добрались до какого-то деревя..ого строения. 
2. Филипп строгий сосредоточе..ый оделся потеплее и пошел к парому. (Б. Шукшин) 
3. Ночь холодная немая промчалась незаметно. (Г. Федосеев) 
4. Погруже..ый в воспоминание старик долго (не)мог уснуть.
5.  Он расстроенный ушел к себе домой. 
6. Угрюмый он (не)отвечал ни на чьи вопросы.

Упражнение №2.
 Распространите определения и перестройте предложения так, чтобы конструкции стали обособленными.
Образец: Нависшая туча предвещала беду. — Туча, нависшая над лесом, предвещала беду.
1. У заросшего берега водились утки. 
2. Полученная квитанция затерялась.
3.  Свирепствующий ураган причинил много бед. 
4. Зазеленели посаженные березки. 


5. Засеянное поле дало прекрасный урожай.

*******************************

27 марта

ТЕМА "ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Посмотри и запомни ⇩⇩⇩



Изучи ⇩⇩⇩

Презентация " Обособление второстепенных членов предложения"


Поработай с книгой ⇩⇩⇩



выучи правило на с. 189-190,
выполни упражнение 301

************************************

26 марта 

ТЕМА "Контрольная работа по теме : «Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами"

ВЫПОЛНИ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ⇩⇩⇩

На двойном листе, оставляя место для даты, пишем :



Контрольная работа
 по теме : «Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)»             
     Разноуровневые задания
..... вариант 


I вариант
Начальный и средний уровни


1. Укажите предложение, в котором однородные члены соединены смешанной связью (знаки препинания опущены).
а)    Берегите старых людей от обид холодов огня.
б)    Для меня Тарас Шевченко не только гениальный поэт великого народа но и символ Украины.
в)    В произведении должна быть ясная определенная мысль.
г)   Объем словаря конкретного человека зависит от рода его занятий образованности и способностей.

2. Укажите предложение, в котором выделенные определения являются однородными (знаки препинания опущены).
а)   Сумрачными смутными клубами нависли над садом дождевые облака.
б)    Солнечный осенний вечер прохладен.
в)    Совершенствование норм русского национального языка продолжалось в творчестве крупнейших писателей.
г)    Старинная деревянная церквушка вписывалась в этот удиви - тельный пейзаж.

3. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
а)    Итак, начинается песня о ветре.
б)   Весной и летом, и в морозы взлетал фонтаном фейерверк.
в)   Яблони, яблони вырастайте храбрыми.
г)   Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщовый ее сарафан.

4. Укажите предложения, в которых обращение следует выделить запятыми с двух сторон.
а)   О чем шумишь ты старый бор над осенью над бездорожьем?
б)    Серебристая дорога ты зовешь меня куда?
в)    Мужчины я мужеством вашим горжусь.
г)   Что дремучий лес призадумался грустью темною затуманился?

5. Установите соответствие между словами в русском и украинском языках.
Укажите значения вводных слов.

На жаль
На мій погляд
По-перше
На мою думку
По моему мнению
К сожалению
На мой взгляд
Во-первых


6. Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (знаки препинания опущены)

В наших лесах водятся разные звери лоси, медведи волки лисы


Достаточный уровень
Запишите предложение, расставив знаки препинания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор.

Солнце поднимается из(за) облаков и заливает лес поле и наших спутников греющ..м светом.

Высокий уровень
Составьте и запишите диалог «Разговор с библиотекарем». Используйте слова: здравствуйте, будьте добры, извините, пожалуйста, большое спасибо, до свидания (не менее 6 реплик).


II вариант
Начальный и средний уровни


1. Укажите предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания опущены).
а)    Между ярко-зелеными кочками молодого мха едва заметно петляла желтоватая тропинка.
б)   Я обогнул рощу и сразу увидел Белогорск.
в)    Городок взбежал на высокий зеленый горб.
г)    Вчера в степи я слышал отдаленный крик журавлей.

2. Укажите предложение с обобщающим словом и однородными членами (знаки препинания опущены).
а)    Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы.
б)    Счастье берем по праву и жарко любим и поем, как дети.
в)   И радость встреч и горечь разлук мы все испытали, товарищ и друг.
г)    Был там липовый парк и леса и вековое безмятежное спокойствие.

3. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
а)   Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
б)   Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок.
в)   Был, помнится праздник и базарный день.
г)    Куда меня знакомая дороженька ведет?


4. Укажите предложение, в котором обращение следует выделять запятыми с двух сторон.
а)   Шуми балтийская вода вздымай свой пенный вал.
б)    Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда. 
в)   Уступи мне скворец уголок посели меня в старом скворечнике.
г)   Добрый конь мой долго шел ты терпеливо ношу нес.

5. Установите соответствие между словами в русском и украинском языках. Укажите значения вводных слов.
Безумовно
Можливо
На щастя
Наприклад

К счастью
Безусловно
Например
Может быть

6. Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (знаки препинания опущены)

Лоси медведи лисы волки разные звери водятся в наших лесах





Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор.



Заунывная песня то зам..рала то опять проносилась в стояч..м душн..м воздухе.



Высокий уровень

Используя слова будьте добры, извините, спасибо, пожалуйста, простите, выходите, закомпостируйте и соответствующие обращения, составьте диалог «В троллейбусе» и запишите его (не менее 6 реплик).


***************************************

Тема: " Вводные слова и знаки препинания при них"

&42-44 выучи правило, выполни упражнение 287

Посмотри теорию по теме урока ⇓⇓⇓



Изучи таблицу ⇓⇓⇓





Комментариев нет:

Отправить комментарий