6 мая 2021
ПОВТОРЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОВТОРИМ
- СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ССП И ....
- В ССП СРЕДСТВОМ СВЯЗИ ЯВЛЯЮТСЯ СОЮЗЫ ....
- В СПП ЧАСТИ СВЯЗЫВАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ КАКИХ СОЮЗОВ
- А В БСП ЧАСТИ СВЯЗЫВАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ СМЫСЛА И ...
- НА ПИСЬМЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ...
- НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ (ЗНАЧЕНИЯ) ИНТОНАЦИИ В БСП
- ЕСЛИ ЧАСТИ В БСП РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ИМЕЮТ СОБСТВЕННЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ТО МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СТАВИТСЯ...
- ЕСЛИ ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЧИНУ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ТО МЕЖДУ ЧАСТЯМИ БСП СТАВИТСЯ ...
- ВСПОМНИТЕ ПАМЯТКУ О ПОСТАНОВКЕ ДВОЕТОЧИЯ В БСП
- ЕСЛИ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖИТСЯ УКАЗАНИЕ НА ВРЕМЯ, ТО МЕЖДУ ЧАСТЯМИ БСП СТАВИТСЯ...
Перейди по ссылке и выполни работу*******************************29 апреля 2021
Сложное синтаксическое целое. Способы связи предложений в тексте
Изучи
Поработай с книгойпрочитай правило на с. 221-222, выполни упражнение 378*******************************************27 апреля 2021
ВСПОМНИ
НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА ТЕМУ "ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И МЫ"
Оформляем работу :Ф.И.Двадцать седьмое апреляКонтрольное сочинениеПроблемы экологии и мы(объем 2-2,5 стр.)
*******************************************
12 МАЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ СВЯЗИ. СРЕДСТВА СВЯЗИ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ, ИНТОНАЦИОННЫЕ
Речь – это показатель ума.
Сенека
Сенека
Лексическая минутка
Выберите правильный вариант1) Вернуться к своим пенатам – вернуться в свои пенаты.
2) Первый дебют – у нее сегодня дебют.
3) На днях зайду – днями я к вам зайду.
4) Беспременно – непременно.
5) Тратить нервы – трепать, портить нервы.
Выберите правильный вариант
2) Первый дебют – у нее сегодня дебют.
3) На днях зайду – днями я к вам зайду.
4) Беспременно – непременно.
5) Тратить нервы – трепать, портить нервы.
Проверь себя
1) Вернуться к своим пенатам – верно. Пенаты – (лат. penates) – домашние боги, – отчий дом. Вернуться в “божества” нельзя, можно вернуться в свой дом, в родные места, в свою семью.
2) ПЕРВЫЙ ДЕБЮТ, КАК ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ – НЕПРАВИЛЬНО. ДЕБЮТ – (ФР. DEPUTER) – “ВПЕРВЫЕ ВЫСТУПАТЬ, НАЧИНАТЬ”.
3) ДНЯМИ Я К ВАМ ЗАЙДУ – НЕПРАВИЛЬНО. НАДО: НА ДНЯХ, СКОРО.
4) БЕСПРЕМЕННО – НЕПРАВИЛЬНО И НЕДОПУСТИМО. НАДО “НЕПРЕМЕННО” В СМЫСЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
5) ТРАТИТЬ НЕРВЫ – НЕПРАВИЛЬНО. МОЖНО ТРАТИТЬ ЗДОРОВЬЕ, СИЛЫ. ПРАВИЛЬНО: ТРЕПАТЬ, ПОРТИТЬ, МОТАТЬ НЕРВЫ.ВСПОМНИ
3) ДНЯМИ Я К ВАМ ЗАЙДУ – НЕПРАВИЛЬНО. НАДО: НА ДНЯХ, СКОРО.
4) БЕСПРЕМЕННО – НЕПРАВИЛЬНО И НЕДОПУСТИМО. НАДО “НЕПРЕМЕННО” В СМЫСЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
5) ТРАТИТЬ НЕРВЫ – НЕПРАВИЛЬНО. МОЖНО ТРАТИТЬ ЗДОРОВЬЕ, СИЛЫ. ПРАВИЛЬНО: ТРЕПАТЬ, ПОРТИТЬ, МОТАТЬ НЕРВЫ.
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСЛУШАЕМ
Поработай с учебникомпрочитай теорию 209, 211-212. 214 , выполни упражнение 359 (А)***************************20 апреля 2021Компоненты текста. Абзац
Внимательно прочитай
Абзац — это стилистико-композиционная единица текста. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление — в художественном произведении; описание нового предмета мысли, следующего этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы — в научном труде.
Абзац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительное количество самостоятельных предложений. В последнем случае все предложения, идущие за первым, связываются с ним по смыслу в каком-либо отношении: или то, о чем говорится в последующих предложениях, происходит во время, обозначенное в первом предложении; или в последующих предложениях рассказывается о том человеке, который назван в первом.
Абзацы, состоящие из нескольких предложений, часто совпадают по своим границам со сложными синтаксическими целыми; однако из этого нельзя сделать вывод о тождестве этих единиц: ведь абзац может состоять из одного предложения или делиться на два-три сложных синтаксических целых. Вот примеры абзацев, состоящих из одного предложения:
Когда потухла спичка, старик, дрожа от волнения, заглянул в маленькое окно. (А. Чехов)
Знакомый кондуктор вошел в вагон и стал зажигать свечи. (А. Чехов)
Стало всходить солнце... (А. Чехов)
Каждое из этих предложений особенно важно для композиции целого текста и поэтому выделено в отдельный абзац.
Композиционно-стилистическая роль первых предложений абзаца становится особенно наглядной, если в каком-либо рассказе прочитать подряд только первые предложения абзацев.
Например, вот первые предложения начальных абзацев из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»:
1) На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокопия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. (...)
2) Не спали. (...)
3) Рассказывали разные истории. (...) и т. д.
Вот еще несколько первых предложений абзацев из рассказа А. П. Чехова «Ионыч»:
1) Прошло четыре года. (...)2) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. (...)3) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. (...)4) За все четыре года после отъезда Екатерины Ивановны он был у Туркиных только два раза по приглашению Веры Иосифовны, которая все еще лечилась от мигрени. (...) И т. д. Таким образом, первые предложения абзацев как бы намечают основную линию повествования.
Выполни задание
Прочитайте текст; озаглавьте его; разбейте его на абзацы, используя значок ||.
Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла разнообразили этот тягучий и грустный шум. Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.
**********************************************
15 апреля 2021
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи
Стилистика — сложная и тонкая область знания, стоящая на грани науки и искусства. Она требует не только знаний, но и чутья. Зачастую ее рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого.
Мысли можно выразить и изложить по-разному. Все зависит от того, для кого и с какой целью мы говорим или пишем. Много языков внутри одного языка, или скажем мягче, много разных языковых сфер. Язык технической и научной документации. Язык судопроизводства и судебных протоколов. Язык газетной информации. Язык ученых докладов, популярных лекций, застольных речей, отчетных докладов, проповедей... Язык, которым мы пишем заявление о предоставлении жилплощади, и язык, на котором пишем сонет.
Нелепо выглядела бы фраза в инструкции: «Придя на свое тепленькое местечко и усевшись на свой засаленный стулишко, вахтер обязан сверкнуть глазами во все стороны...» Точно также нелепо выглядела бы фраза в интимном письме: «Нижеследующим уведомляю гражданку Сидорову, что вот уже вторую неделю я испытываю любовное томление...» Но жизнь сложнее наших схем. В жизни обособленные языковые сферы соприкасаются, пересекают одна другую и частично смешиваются. Это смешение происходит по той простой причине, что услугами языка пользуются живые люди, которые не столь уж строго разделены на специальные группы. Докладчик на собрании через полчаса будет произносить тост на дружеской пирушке, громовержец-прокурор вечером превратится в папашу-воспитателя, ученый, только что писавший статью о нуклеиновых кислотах, будет разговаривать с женой о воскресной загородной прогулке.
Всему свое место. То, что не годится в быту, в живой речи, вполне уместно в научной работе, в официальной бумаге. И наоборот, многие элементы разговорной речи не могут быть использованы в научном и деловом стилях.
Вспомни
Дай ответы на вопросы (устно)
1) Какие вы знаете типы речи? (Описание, повествование, рассуждение.)
2) На какой главный вопрос дается ответ в высказываниях, представляющих собой описание, повествование, рассуждение?
3) Что такое стиль?
4) Где мы встречаем этот термин? (Термин «стиль» встречаем в разных науках: в языкознании («стиль языка» и «речи»), в литературоведении («стиль художественного произведения»), в искусствоведении («стиль как направление в искусстве: барокко, готика»). Мы используем это слово в повседневной жизни: «стиль работы», «стиль руководства», «стиль воспитания», «плавать вольным стилем», «это не мой стиль».)
5) Что вам известно о происхождении этого слова? (Слово «стиль» происходит от латинского «stilus» — так называлась палочка с заостренным концом для письма на навощенных дощечках. Отсюда и произошло интересующее нас значение. Стиль — манера письма, способ изложения мысли.)
Стилистика как лингвистическая наука
Образное определение понятия «стиль речи» дал Л. Н. Толстой: «Слово стиль происходит от названия иглы, или стилета, которым в древности писали на восковых дощечках. Стилетом называется также кинжал. В понятие “стиль” заключено острое, проникающее. Давно уже сказано, что стиль — эта та единственная форма фразы, в которую укладывается данная мысль».
Стилистика — раздел языкознания. Это наука, регламентирующая нормы и способы использования средств общенародного языка для выражения мыслей и понятий. Эти нормы не являются застывшими, выработанными раз и навсегда. Общенародный русский язык развивался сотни лет. Каждое поколение в какой-то мере влияло на изменение норм и способов употребления слов и построения предложений. Изучить все нормы — значит изучить лучшие литературные произведения со стороны стилистической.
Стилистика призвана углубить знания человека о языке, раскрыть его богатство, его способность выражать различные мысли и чувства, передавать их тончайшие оттенки. Эта наука учит пользоваться разнообразными языковыми средствами в зависимости от целей и задач высказывания, от условий общения.*****************************************13 апреля 2021Сложные многокомпонентные конструкции, включающие союзные и бессоюзные предложения
Вспомни и дай ответы (устно)
1) Какое предложение называется сложным?
2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?
3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?
Внимательно прочитай
В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи — без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит.
Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему.— сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью; первая часть — простое предложение; вторая часть — сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Выполни задание
Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания; выделите грамматические основы, определите вид связи.
1) Природа создавала человека много миллионов лет пока не создала и вот эту творческую созидательную деятельность природы нужно я думаю уважать нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так чтобы природа работавшая над нашим созиданием не была обижена.
2) Жизнь прежде всего творчество но это не значит что каждый человек чтобы жить должен родиться художником балериной или ученым.
3) Обманывая человек прежде всего обманывает самого себя ибо он думает что успешно соврал а люди поняли и из деликатности промолчали.
4) Нет сомнения что в душе любящей музыку находится зародыш всего прекрасного кого же она не трогает того можно сравнить с куском дерева или с камнем.
************************************
8 апреля 2021СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПОВТОРИ
НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗНЫХ СОЧЕТАНИЙ СВЯЗИ?СОЧИНЕНИЕ +ПОДЧИНЕНИЕСОЧИНЕНИЕ +БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬПОДЧИНЕНИЕ +БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬСОЧИНЕНИЕ +ПОДЧИНЕНИЕ +БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ
**********************************************
15 апреля 2021
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи
Дай ответы на вопросы (устно)
Внимательно прочитай
Выполни задание
- Изучи
- Выполните задание
- (фото своей работы пишли мне в Вайбер)
- Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- 1. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- 2. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- 3. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
- Изучи
- Выполните задание
- (фото своей работы пишли мне в Вайбер)
- Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- 1. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- 2. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- 3. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
***************************************************
6 апреля 2021
Виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Сложные предложения с сочинением и подчинением"
Внимательно прослушайте видеоурок
Изучите таблицу
Виды связи Примеры Сочинение и подчинение Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Сочинение и бессоюзная связь Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. Подчинение и бессоюзная связь В мороз медленно осыпался с берез иней, слетело на снег холодное солнце, от которого у зверя и птиц рябило в глазах... Сочинение, подчинение и бессоюзная связь Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза но.1) Носил он темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.2) Почему-то про него говорили, что он прекрасный художник, и, когда у него умерла мать, бабушка отправила его в Москву в училище.
Работа с учебникомСтр. 179 - 181, проработайте материал таблиц.Упр 308 (Б) , стр 181 ( в тетради)
Выполните в тетради
Прочитайте предложения; определите вид связи в сложных предложениях; составьте схемы. В тетрадь записать только схемы и вид связи
1) В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.
2) Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.
3) Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, по которой мы шли, волнистые облака тумана рассеялись, и сделалось жарко.
4) Было совсем летнее утро, и только по тому спокойствию, которое царило в прозрачном воздухе, чувствовалось, что это спокойствие последних дней осени.
5) Небо окончательно прояснилось, набухали, пульсируя, крупные звезды, круглая луна светила торжественно, велеречиво; душный запах травы и перегноя поднимался от земли, и это тоже был торжественный, молодой запах, и наплывало такое чувство, словно и земля, и небо, и река, и деревья только что родились, чистые и непорочные.
Работа с учебником
Выполните в тетради
ДЗДопишите, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте знаки препинания: 1. Нас охватило чувство страха…..(причина). 2.Раздался удар грома….(быстрая смена событий). 3.Я давно написал другу письмо….(противопоставление).
Тестовые задания. Установи соответствие (только цифры и буквы)Соедините строки из произведений А.С.Пушкина и графические схемы1.Я был рожден для жизни мирной А. [ ] ; [ ]. Для деревенской тишины. В глуши звучнее голос мирный Живее творческие сны.
2.Он засмеется все хохочут. Б. [ ] : [ ].
3. Смеркалось на столе блистая В. [ ] , [ ]. Шипел вечерний самовар.
4.Уж небо осенью дышало Г. [ ] - [ ]. Уж реже солнышко блистало.
*********************************
22 января 2021
Лингвистический анализ предложений
✵ Сравните данные предложения; определите виды придаточных предложений в составе сложного; определите, к кому члену предложения в главном относятся придаточные, на какие вопросы они отвечают. Начертите схемы этих предложений.
1) Тот, кто учится, но не применяет своей науки к делу, подобен крестьянину, который пашет, но не сеет. (Восточная мудрость)
2) Тот, кто учится, но не применяет своей науки к делу, кто знания хранит лишь в голове, кто не желает поделиться ими, подобен старому разбитому сосуду.
1)
2)
Выполни перевод
Переведите предложения на русский язык (письменно); объясните пунктуацию(устно)
1) Якби не жовте листя в садках, то можна було б подумати, що надворі не бабине, а справжнє літо.
2) Щоб прийшло на землю сподіване щастя, треба великої праці, бо щастя не дається дурно.
************************************************
21 января 2021
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением: первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к предшествующему придаточному (придаточное второй степени) и т. д. Например: Уже давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он хорошо знает того, кому пишет. (Н. Гоголь)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то запятая между союзами ставится. Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза — то или так. Например:
Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. (ср.: Он сказал, что если будет свободен, то вечером придет ко мне.)
При последовательном подчинении нельзя использовать одни и те же подчинительные союзы (что, который, когда и др.). Подчинительные союзы могут повторяться в предложении с однородным соподчинением частей. Например:
Полковой командир тут стоял в полной уверенности, что впереди его есть еще войска и что неприятель не может быть ближе десяти верст. (Л. Толстой)
Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. (Л. Толстой)
При однородном соподчинении частей подчинительный союз может быть употреблен даже более двух раз. Например:
Она [Бэла] начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее не встретится с душой Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой.
И она [Катюша] вспомнила, как защитник смотрел на нее, и как смотрел председатель, и как смотрели встречавшиеся и нарочно проходившие мимо нее в суде люди. (Л. Толстой)
Повторение союзов выполняет в данных примерах стилистическую роль.
Но совершенно неуместно и стилистически не оправдано употребление одних и тех же союзов при последовательном подчинении. Исправление ошибок в этих случаях сводится к замене одного из придаточных предложений причастным оборотом или к перестройке всего предложения, замене его другой конструкцией.
ИЗУЧИ
Стилистический практикум
1. Отредактируйте текст.
«Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предложили провести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мной квартира...»
2. Переведите предложения на русский язык; объясните пунктуацию; начертите схемы предложений.
1) В душі зберігаю навіки години, коли я уперше побачив той край, де, вшир розмахнувшись в степах України, назустріч до моря полинув Дунай. (М. Нагнибіда)
2) Тоді він почав мріяти, бо тільки мрій йому не вистачало, щоб дійти верховин радості, які відкривались перед ним у ці години. (С. Скляренко)
**********************************************
15 января 2021
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
Виды придаточных предложений по значению | Отвечает на вопросы | Союзы | Союзные слова |
Определительные | какой? | что, как, будто, чтобы | какой, чей, который, что, где и др. |
Изъяснительные | вопросы падежей | когда, пока, едва, с тех пор как, как только | как, где, почему |
Обстоятельственные степени и образа действия | как? каким образом? |
|
|
места | куда? где? откуда? |
| который, где, какой |
времени | когда? с какого времени? | точно |
|
условия | при каком условии? | если, хотя, несмотря на то что, пусть |
|
причины | отчего? почему? по какой причине? | потому что, оттого что, так как |
|
цели | зачем? для чего? с какой целью? | чтобы, для того чтобы, затем чтобы | что, насколько |
сравнения | как? | словно, как, как будто, словно, точно |
|
уступки | несмотря на что? вопреки чему? |
| где, куда, откуда |
следствия |
| так что |
|
ЗАПОМНИ!
Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды:
1) Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением.
2. Сложноподчиненные предложения с неоднородным подчинением.
3. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением.
Однородным подчинением называется такое подчинение, при котором одинаковые по значению придаточные относятся к одному общему для них главному предложению или общему члену в главном предложении.
Например: Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней.
Перед неповторяющимся союзом и между однородными придаточными предложениями запятая не ставится.
Например: Были лишь глухие слухи, что Чернухин ушел с тремя товарищами в разведку и после этого их не видали.
Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то они могут отделятся друг от друга точкой с запятой.
Например: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.
************************
П14 января
Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными уступительными
Повторим
Назовите признаки сложноподчиненных предложений, заполнив шаблон в тетради
Поиск информации по вопросам.
Прослушайте видеоурок и дайте ответы на вопросы:
— Какие придаточные называют придаточными уступительными? На какие вопросы они отвечают?
— При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются к главному предложению обстоятельственные придаточные уступительные?
1. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания
1) Хотя услуга нам при нужде дорога но за нее не всяк умеет взяться.
2) Сколько ни ходили и ни чернели тучи видно не суждено им было собраться в грозу.
3) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
4) Если земля хорошо обработана то влага сохраняется в ней значительно дольше.
5) Хотя были сильные заносы поезда приходили по расписанию.
Лингвистическое конструирование
2. Замените придаточные уступительные предложения с союзами хотя, несмотря на то что придаточными уступительными с союзами как ни.
1) Хотя все очень просили, он не согласился спеть.
2) Несмотря на то что книга была интересная, я вынужден был прервать чтение.
3) Несмотря на то что трудно было признаться в своих ошибках, все же он сказал о них прямо и честно.
Игра «Незаконченное предложение».
Закончите предложения (устно).
— Придаточные уступительные указывают на факты...
— Придаточные уступительные отвечают на вопросы...
— Придаточные уступительные присоединяются к главному предложению при помощи...
— Придаточные уступительные предложения относятся к...
*******************************************************
13 ноября
ВЫПОЛНИ ПИСЬМЕННО
Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово (относительное местоимение). В каких предложениях использованы относительные местоимения для связи главного и придаточного? Назовите их.
Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями за то что он труди(т, ть)ся. Так было в давние времена когда ш_л он сеять зерно с лукошком. Так есть т_перь когда он ед_т по полю на трактор_ .
Земл_дел_ц — человек который дела_т землю удобной для жизни. И в этом смысле все люди труда — земледельцы.
Пройди по ссылке и выполни работу
*********************************************************
12 ноября
15 октября
26 травня
Повторение. Бессоюзное сложное предложение
Повторим
- Союзные предложения делятся на ССП и ....
- В ССП средством связи являются союзы ....
- В СПП части связываются при помощи каких союзов
- А в БСП части связываются при помощи смысла и ...
- На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи ...
- Назовите основные типы (значения) интонации в БСП
- Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится...
- Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится ...
- Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП
- Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится...
**********************
22 мая
******************
18 мая
***********************
15 мая
Пройди по ссылке и выполни
https://vseosvita.ua/test/start/zvm662
Изучи
Вспомни
Напиши сочинение в публицистическом стиле на тему "Проблемы экологии и мы"
*************************
12 мая
Содержательные внутритекстовые связи. Средства связи: лексические, грамматические, интонационные
Речь – это показатель ума.
Сенека
Сенека
Лексическая минутка
Выберите правильный вариант
1) Вернуться к своим пенатам – вернуться в свои пенаты.
2) Первый дебют – у нее сегодня дебют.
3) На днях зайду – днями я к вам зайду.
4) Беспременно – непременно.
5) Тратить нервы – трепать, портить нервы.
Выберите правильный вариант
2) Первый дебют – у нее сегодня дебют.
3) На днях зайду – днями я к вам зайду.
4) Беспременно – непременно.
5) Тратить нервы – трепать, портить нервы.
Проверь себя
1) Вернуться к своим пенатам – верно. Пенаты – (лат. penates) – домашние боги, – отчий дом. Вернуться в “божества” нельзя, можно вернуться в свой дом, в родные места, в свою семью.
2) Первый дебют, как второй и третий – неправильно. Дебют – (фр. deputer) – “впервые выступать, начинать”.
3) Днями я к вам зайду – неправильно. Надо: на днях, скоро.
4) Беспременно – неправильно и недопустимо. Надо “непременно” в смысле обязательно.
5) Тратить нервы – неправильно. Можно тратить здоровье, силы. Правильно: трепать, портить, мотать нервы.
Вспомни
3) Днями я к вам зайду – неправильно. Надо: на днях, скоро.
4) Беспременно – неправильно и недопустимо. Надо “непременно” в смысле обязательно.
5) Тратить нервы – неправильно. Можно тратить здоровье, силы. Правильно: трепать, портить, мотать нервы.
**************************
8 мая
**************************
5 мая
**************************
28 апреля
Контрольный диктант
Оформляет работу:
Ф.И.
28 апреля
Контрольный диктант
Как работал Чехов
21 апреля
***************************************
17 апреля
Сложные предложения с различными видами связи. Тренировочные упражнения
ПОВТОРИ
На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
- Изучи
- Выполните задание
- (фото своей работы пишли мне в Вайбер)
- Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- 1. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- 2. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- 3. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
7 апреля
ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЧИНЕНИЕМ И ПОДЧИНЕНИЕМ
Посмотри и запомни
Изучи
Выполни упражнение
27 марта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Выполни задания ⇩⇩⇩
На двойном листе, оставляя место для даты, пишем :
.................(место для даты)
Контрольная работа
по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Разноуровневые задания
.... вариант
6. Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении Умирали царства на земле детство никогда не умирает.
*************************************
ТЕМА "Стили речи. Многостилевой характер художественного стиля"
Посмотри и запомни ⇩⇩⇩
********************************
20 марта 2020
Выполни тестирование на сайте "Мій клас" по ссылке
https://miyklas.com.ua/testwork/Results/78900?from=%2Ftestwork
& 41-43 прочитай теорию с. 171-172, выполни упражнение 296
Посмотри теорию по теме урока ⇓⇓⇓
Комментариев нет:
Отправить комментарий